МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ПРИКАЗ 21 июля 1988 г. N 579 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования 1. УТВЕРЖДАЮ: квалификационные характеристики по 86 врачебным должностям (приложение). 2. Председателям аттестационных комиссий, ректорам институтов усовершенствования врачей, руководителям органов и учреждений здравоохранения приказываю: 2.1. принять к сведению и исполнению квалификационные характеристики на врачей-специалистов; 2.2 обеспечить тиражирование в необходимом количестве квалификационных характеристик на врачей-специалистов. Первый заместитель Министра здравоохранения СССР И.Н.ДЕНИСОВ Приложение к приказу Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 СБОРНИК КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ Введение В настоящий сборник включены квалификационные характеристики врачей-специалистов по 86 врачебным должностям. Каждая из характеристик содержит требования к общим и специальным знаниям и умениям специалиста, список обязательной литературы. Общими для всех врачей-специалистов являются требования к их личностным свойствам. Врач-специалист должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием. Врач-специалист обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе, пропагандировать здоровый образ жизни и сам следовать ее принципам. Врач-специалист должен строго соблюдать требованиям присяги врача Советского Союза, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, выполнять свой гражданский долг, использовать в повседневной работе принципы врачебной этики и деонтологии, соблюдать врачебную тайну. 35. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-НЕВРОПАТОЛОГА В соответствии с требованиями специальности врач-невропатолог должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации неврологической и нейро-хирургической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи; - анатомию, эмбриологию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы; - основные вопросы нормальной и патологической физиологии центральной и периферической нервной системы; - причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития; - клиническую симптоматику основных неврологических заболеваний, их профилактику, диагностику и лечение; клиническую симптоматику пограничных состояний в невропатологии; - общие и функциональные методы обследования в неврологической клинике, включая радиоизотопные и ультразвуковые методы, показания и противопоказания к рентгено-радиологическому обследованию неврологического больного; - основы фармакотерапии в клинике нервных болезней, включая применение антибиотиков и гормонов, принципы фармакотерапии больных пожилого возраста; - основы иммунобиологии, общие вопросы генетики, генетики в неврологии; - показания и противопоказания к хирургическому лечению; - применение физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; - основы рационального питания и принципы диетотерапии в неврологической клинике; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы; - организацию и проведение диспансеризации неврологических больных, анализ ее эффективности; санитарно-просветительная работа; - вопросы организации медицинской службы гражданской обороны. 2. Общие умения: - получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки неврологического заболевания, установить топический диагноз и неврологический синдром; - выявить очаговую неврологическую симптоматику у больных с поражениями головного мозга, находящихся в коматозном состоянии; - оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения его из этого состояния, в том числе определить необходимость реанимационных мероприятий; - определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных), интерпретировать полученные данные, определить показания к госпитализации; - провести дифференциальную диагностику основных неврологических заболеваний, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного; - дать оценку течения заболевания, предусмотреть возможные осложнения и осуществить их профилактику; - определить программу реабилитационных мероприятий; - решить вопрос о трудоспособности больного; - оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению. 3. Специальные знания и умения: Невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказывать срочную помощь при следующих неотложных состояниях в неврологии: - травмы головного и спинного мозга; - острые сосудистые мозговые нарушения; - острые нейроинфекционные заболевания; - эпилепсия; - миастения; - церебральные коматозные состояния; - компрессии спинного мозга; - болевые синдромы; а также при острой сердечной и сосудистой недостаточности (обморок, коллапс); острой дыхательной недостаточности; острой интоксикации (алкогольной, лекарственной и пр.). Установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: Сосудистые заболевания нервной системы: - начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения; - острые нарушения мозгового кровообращения, преходящие нарушения мозгового кровообращения, геморрагический и ишемический инсульт, субарахноидальное кровоизлияние; - дисциркуляторная энцефалопатия; - спинальные инсульты, дисциркуляторные миелопатии. Заболевания периферической нервной системы: - вертеброгенные поражения нервной системы; - моно- и полиневропатии, плекситы; - невралгии, компрессионные поражения нервов (туннельные синдромы). Инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания центральной нервной системы: - энцефалиты (вирусный, клещевой, эпидемический); - полиомиелит; - миелит; - менингиты (гнойный, эпидемический, туберкулезный); - эпидуриты; - арахноидиты; - поражения ЦНС при гриппе, туберкулезе, сифилисе. Паразитарные заболевания нервной системы: - эхинококкоз; - цистицеркоз; - токсоплазмоз; - демиелинизирующие заболевания нервной системы (острый энцефаломиелит, оптикомиелит, рассеянный склероз, диффузный энцефалит Шильдера, боковой амиотрофический склероз). Опухоли нервной системы: - опухоли головного мозга (супратенториальные, субтенториальные); - опухоли спинного мозга (экстрамедуллярные и интрамедуллярные, глиозисирингомиелия); - опухоли периферических нервов. Экстрапирамидные заболевания нервной системы: - паркинсонизм; - генерализованный тик (синдром Туретта); - малая хорея; - лицевой пара- и гемиспазм, блефароспазм; - спастическая кривошея; - двойной атетоз; - оромандибулярная дискинезия. Эпилепсия; Токсические поражения нервной системы: - интоксикация алкоголем (острая алкогольная энцефалопатия, полиоэнцефалит Гайе-Вернике, алкогольная полинейропатия); - энцефаломиелополинейропатия при интоксикации солями тяжелых металлов (ртутная, свинцовая, мышьяковая, марганцевая); - лекарственные интоксикации (наркотические анальгетики, нейролептики, транквилизаторы, барбитураты). Неврозы: - астенический; - фобический; - ипохондрический. Заболевания вегетативной нервной системы: - поражения надсегментарных отделов вегетативной нервной системы (гипоталамические, обменно-эндокринные синдромы); - поражение сегментарных отделов вегетативной нервной системы (трунциты, ганглиониты); - вегето-сосудистая дистония. Наследственные заболевания: - нервно-мышечные заболевания (спинальные и невральные амиотрофии, прогрессирующие мышечные дистрофии, миотония, миастения); - заболевания подкорковых ганглиев (гепатоцеребральная дистрофия, хорея Гентингтона, деформирующая мышечная дистония, семейная миоклонусэпилепсия); - дегенеративные заболевания с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой систем (семейная спастическая параплегия, спиноцеребеллярные атаксии, оливопонтоцеребеллярная дегенерация). Закрытые травмы нервной системы: - черепно-мозговая травма (сотрясение и ушиб мозга, субдуральные и субарахноидальные кровоизлияния); - травмы позвоночника и спинного мозга; - травма периферических нервов. Должен уметь: - делать люмбальную пункцию и дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования; - дать правильную интерпретацию и диагностическую оценку результатов рентгенологического исследования черепа и позвоночника, пневмоэнцефалографического исследования и церебральной ангиографии, электроэнцефалографии и реоэнцефалографии, допплерографического исследования магистральных артерий на шее, эхоэнцелографии, состояния электровозбудимости мышц и электромиографии, а также картины глазного дна и исследования полей зрения. 4. Список обязательной литературы 1. Болезни нервной системы. Под ред. П.В.Мельничука. Медицина, М., 1982. 2. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова Д.А. Вегето-сосудистая дистония. М., Медицина, 1981. 3. Виленский Б.С. Неотложные состояния в невропатологии. Л., Медицина, 1986. 4. Гусев Е.И., Бурд Г.С. и др. Интенсивная терапия при заболеваниях нервной системы. М., Медицина, 1979. 5. Гусев Е.И., Дробышева Н.А. и др. Психотропные, снотворные и анальгезирующие средства, применяемые в неврологии. М., Медицина, 1985. 6. Ерохина Л.Г. и др. Основы организации неврологической помощи населению. М., Медицина, 1981. 7. Карлов В.А. Терапия нервных болезней. М., Медицина, 1987. 8. Коган О.Г., Вайдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии. М., Медицина, 1986. 9. Лукачер Г.Я. Неврологические проявления остеохондроза позвоночника. М., Медицина, 1988. 10. Марков Д.А., Леонович А.Л. Рассеянный склероз. М., Медицина, 1986. 11. Мартынов Ю.С. и др. Изменения нервной системы при заболеваниях внутренних органов. М., Медицина, 1980. 12. Мельничук П.В. и др. Болезни нервной системы. Неотложная помощь при неврологических заболеваниях. М., Медицина, 1978. 13. Многотомное руководство по неврологии, т. I-V, М., Медицина, 1961-1963. 14. Неймарк Е.З. Тромбозы внутричерепных синусов и вен. М., 1975. 15. Петелин Л.С. Экстрапирамидные гиперкинезы. М., Медицина, 1970. 16. Петелин Л.С., Шток В.Н., Пигарев В.А. Лечение паркинсонизма. М., Медицина, 1980. 17. Попелянский Я.Ю. Вертеброгенные заболевания нервной системы, т.I-IV, К., 1979-1986. 18. Попов В.Л. Черепно-мозговая травма. М., Медицина, 1988. 19. Пятницкая И.Н., Карлов В.А. и др. Терапевтические и неврологические проявления алкоголизма. М., Медицина, 1977. 20. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. М., Медицина, 1978. 21. Свядощ А.М. Неврозы. М., Медицина, 1982. 22. Смирнов Ю.Д. Субарахноидальные кровоизлияния. М., Медицина, 1982. 23. Стрелкова Н.И. Физические методы лечения в неврологии. М., Медицина, 1984. 24. Справочник невропатолога. М., Медицина, 1981. 25. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Л., Медицина, 1974. 26. Харькевич Д.А. Фармакология. М., Медицина, 1981. 27. Хондкариан О.А. и др. Боковой амиотрофический склероз. М., Медицина, 1978. 28. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., Медицина, 1984. 29. Шмидт Е.В., Верещагин Н.В., Лунев Д.К. Сосудистые заболевания головного мозга. М., Медицина, 1979. 30. Шток В.Н. Головные боли. М., Медицина, 1987. 35.1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА-НЕВРОПАТОЛОГА ДЕТСКОГО ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В соответствии с требованиями специальности врач-невропатолог детского лечебно-профилактического учреждения должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации неврологической и нейрохирургической помощи детям в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи; - правовые вопросы; - анатомию и топографическую анатомию центральной, периферической и вегетативной нервной системы, их онтогенез; - основные вопросы нормальной и патологической физиологии нервной системы; - причины возникновения основных неврологических заболеваний, механизмы их развития; - общие и дополнительные методы обследования, применяемые в детской неврологической клинике, и их возрастные особенности; - основы фармакотерапии, физиотерапии, лечебного массажа и ЛФК, иглорефлексотерапии и других методов лечения, применяемых в клинике нервных болезней у детей; - общие вопросы генетики и тип наследования при наследственных заболеваниях нервной системы; - клиническую симптоматологию и синдромологию основных заболеваний нервной системы у детей, их профилактику, диагностику и лечение; - клиническую симптоматику пограничных состояний в детской невропатологии; принципы и методы реабилитации больных; - показания и противопоказания к хирургическому лечению заболеваний нервной системы у детей; - основы рационального питания и принципы диетотерапии в детской неврологической клинике; - показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению; - неврологические противопоказания к проведению профилактических прививок; - организацию и проведение диспансеризации детского населения, неврологических больных; - вопросы организации медицинской службы гражданской обороны. 2. Общие умения: - собрать необходимые сведения о течении беременности, характере родов, двигательном, психическом и речевом развитии ребенка; - выделить факторы риска из генеалогического, акушерского, эпидемиологического, социального анамнеза; составить родословную; - применить объективные методы обследования нервной системы больного ребенка; оценить тяжесть состояния больного ребенка; принять необходимые меры для выведения его из этого состояния; оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях; определить показания к госпитализации, организовать ее; - определить необходимость специальных методов исследования; - выделить клинические синдромы заболевания, провести топическую и дифференциальную диагностику неврологического заболевания, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного. Оценить данные: - морфологического и биохимического исследования крови и ликвора; - офтальмологического исследования; - отоневрологического исследования; - контрастных методов рентгенографии, включая пневмоэнцефалографию и ангиографию; - электрофизиологических методов (электровозбудимости мышц, электромиографии, электроэнцефалографии); - радиоизотопной и ультразвуковой диагностики; - осуществлять мероприятия по реабилитации больных; - оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению; - оценить эффективность проводимой диспансеризации; - провести санитарно-просветительную работу; - составить отчет о своей деятельности. 3. Специальные знания, умения: Специалист детский невропатолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и уметь оказать первую помощь при следующих неотложных состояниях: - травматический шок; - острая кровопотеря; - мозговая кома; - острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность; - сердечно-сосудистый коллапс; - поражение молнией, электрическим током, при тепловом ударе, обморожении, утоплении. Специалист детский невропатолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях: Пре- и перинатальные поражения нервной системы: - микроцефалия; - черепно-мозговые и спинномозговые грыжи; - гидроцефалия; - другие формы врожденных аномалий и пороков развития нервной системы; - перинатальные энцефалопатии (гипоксические, травматические, инфекционные, токсические, метаболические); - натальные травмы спинного мозга и плечевого сплетения. Инфекционные и инфекционно-аллергические поражения нервной системы: - менингиты гнойные (в т. ч. менингококковые) и серозные; - арахноидиты; - энцефалиты первичные и вторичные; - острый полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания; - миелит; - полирадикулоневрит и мононевриты; - поражения нервной системы при туберкулезе, сифилисе, токсоплазмозе, паразитарных заболеваниях; - поражения нервной системы при гриппе, ботулизме, столбняке и других инфекциях; - поражения нервной системы при ревматизме и других коллагенозах; - демиелинизирующие заболевания (панэнцефалит, диссеминирующий энцефаломиелит и другие формы). Травматические поражения нервной системы: - черепно-мозговая травма (сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга, внутричерепные кровоизлияния, переломы черепа); - спинно мозговая травма; - травматические повреждения периферической нервной системы. Опухоли и опухолеподобные заболевания: - опухоли головного и спинного мозга; - опухоли периферической нервной системы; - сирингомиелия и сирингобульбия. Заболевания вегетативной нервной системы: - гипоталамические синдромы (в т.ч. вегетативно-висцерально- сосудистые, нейроэндокринные и обменные нарушения, нарушения терморегуляции, сна, другие формы); - вегетативно-сосудистые дистонии; - мигрени и синкональные состояния; - соляриты и ганглиониты; - болезнь Рейно, вегетативный полиневрит. детские церебральные параличи: - спастическая диплегия, двойная гемиплегия; - гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатические формы. Поражения нервной системы при хромосомных болезнях: -болезнь Дауна, другие формы. Наследственные нейромышечные заболевания: - миопатии; - спинальные и невральные амиотрофии; - миотония Томсена; - миастения и миастенические кризы; Наследственные болезни с преимущественным поражением экстрапирамидной системы: - гепато-церебральная дистрофия, деформирующая мышечная дистония; болезнь генерализованного тика; миоклонусэпилепсия; Наследственные болезни с преимущественным поражением спинного мозга: - болезнь Фридрейха, болезнь Штрюмпеля; Наследственные нейроэктомезодермальные дисплазии (факматозы): - множественный нейрофиброматоз (болезнь Реклингаузена); энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Штурге-Вебера), атаксия, телеангиоэктазия (болезнь Луи-Бара), другие формы; Поражения нервной системы при наследственных болезнях обмена: - лейкодистрофии и другие липидозы (в т. ч. болезнь Тей-Сакса); фенилкетонурия, другие формы; Эпилепсия и другие судорожные состояния: Неврозы и неврозоподобные состояния: - неврозы истерических, фобических, ипохондрических, навязчивых состояний; - неврастения, церебрастенический синдром; - невротическое нарушение сна и аппетита; - энурез; - аффектно-респираторные пароксизмы; - тики. Неотложные состояния в детской неврологии: - острые ликвородинамические нарушения (в т. ч. гипертензионно-окклюзионные кризы); - энцефалические реакции и отек головного мозга; - эпилептический статус; - нарушения внешнего дыхания (центральный, фаренгиальный, спинальный типы); - мозговая кома; - острые нарушения мозгового кровообращения (в т. ч. геморрагические и ишемические инсульты); - бытовые отравления. Смежная патология. Психиатрия: - умственная отсталость (олигофрения) и задержка психического развития; - нарушение формирования характера; - неотложные состояния (возбуждение, отказ от еды, суицидальные попытки); - наркомания и токсикомания; Педиатрия: - новорожденные и грудные дети группы риска; - рахит, гипотрофия; - анемии, острый лейкоз, геморрагический васкулит; - крапивница; отек Квинке; - неотложные состояния (дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность; гипертермический синдром; комы-диабетическая, печеночная, почечная; задержка мочи и анурия); Ортопедия: - мышечная кривошея; врожденные косолапость и вывих бедра; деформация стоп, сколиоз и кифоз позвоночника; Офтальмология: - аномалии рефракции; косоглазие; Эндокринология: - патология вилочковой железы; синдром Иценко-Кушинга; нарушение роста и полового развития. Инфекции: - инфекционно-токсический шок; менингококкцемия; - столбняк, бешенство. 4. Манипуляции: - люмбальная и родничковая пункции; - ликвородинамические пробы; - реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, массаж сердца, дренаж трахеобронхиального дерева, трахеотомия); - лечебные блокады. 5. Список рекомендованной литературы 1. Бадалян Л.О. Детская неврология. М., Медицина, 1975, 367 с. 2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего детского возраста. Киев, Здоровье, 1980, 527 с. 3. Бадалян Л.О., Таболин В.А., Вельтищев Ю.Е. Наследственные болезни у детей. М., Медицина, 1971, 367 с. 4. Лебедев Б.В., Барашнев Ю.И., Якутин Ю.А. Невропатология раннего детского возраста. Ленинград, Медицина, 1981, 350 с. 5. Под ред. Шанько Г.Г., Бондаренко Е.С. Неврология детского возраста. Минск, Высшая школа, 1985, 342 с. 6. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Ленинград, Медицина, 1974, 247 с. 7. Под ред. А.П.Зинченко. Острые нейроинфекции у детей. Ленинград, Медицина, 319 с. 8. Цукер М.Б. Введение в невропатологию детского возраста. М., Медицина, 1970, 287 с. 9. Цукер М.Б. Клиническая невропатология детского возраста (изд. 3). М., Медицина, 1986, 461 с. 10. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., Медицина, 1979, 607 с. 36. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, республике, городе и т. д., организации работы скорой психиатрической помощи; - порядок первичного освидетельствования больных психиатром, вопросы госпитализации в психиатрическое учреждение по неотложной помощи; - основные вопросы общей психопатологии: проявление астенического синдрома, различные варианты аффективных синдромов, неврозоподобные синдромы, бредовые и галлюцинаторные синдромы, кататонический синдром, синдромы помрачения сознания, судорожный синдром, синдромы амнестические и слабоумия; - клиническую картину психических заболеваний, их этиологии и патогенеза, принципы дифференциальной диагностики и лечения; - симптоматику состояний, требующих неотложной госпитализации или применения методов интенсивной терапии (фебрильная шизофрения, эпилептический статус, тяжелый алкогольный делирий, нейролептические осложнения, тяжелые депрессии, суицидальные попытки и др.); - методы исследования психических больных и прежде всего клинико-психопатологические, возможности инструментальных и специальных параклинических методов диагностики в психиатрии; - основы фармакологии психических заболеваний, другие методы биологической терапии в психиатрии, основы психотерапии; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, ВТЭ, вопросы диспансеризации и реабилитации психически больных; - вопросы судебно-психиатрической и военной экспертизы психически больных; - вопросы диспансеризации больных; - вопросы военной психиатрии (участие психиатров в медицинской службе гражданской обороны); - формы и методы санитарного просвещения. 2. Общие умения: - оценить при расспросе и одновременном наблюдении особенности поведения, внешнего вида и высказываний больного, дающие основание предположить наличие психического заболевания; - получить достаточные для предварительной оценки анамнестические сведения из сопровождающей больного медицинской и другой документации, от родственников, сопровождающих лиц, самого больного о его преморбидных личностных особенностях, характере болезненных проявлений, времени их возникновения, сопутствующих и провоцирующих факторах; - выявить особенности соматического и неврологического состояния больного; - определить необходимость специальных методов исследования (в лабораторных, рентгенологических, функциональных), организовать их выполнение и дать правильную интерпретацию; - установить предварительный диагноз на синдромальном и нозологическом уровнях, провести дифференциальный диагноз; - при необходимости организовать и провести неотложную помощь (купирование различных видов возбуждения, меры по прерыванию серий припадков, тяжелых нейролептических или токсических состояний); - определить показания к виду последующей медицинской помощи: при наличии показаний организовать перевод больного в реанимационное отделение многопрофильной больницы, организовать наблюдение и лечение больных в амбулаторных условиях, в условиях диспансерного психиатрического участка, определить тенденции к затяжному характеру болезненного состояния и в этих случаях организовать направление больных в дневной стационар психоневрологического диспансера или в санаторное отделение психиатрических больниц, определить показания к неотложной госпитализации (острые психотические состояния, систематизированные бредовые состояния с выраженной бредовой активностью и тенденцией к агрессии и т. д.), определить показания к плановой госпитализации для проведения тщательного обследования и подбора терапии в стационарных условиях (при неэффективности амбулаторной терапии, ухудшении клинической картины заболевания, при необходимости проведения различных видов стационарной экспертизы); - при нахождении больного в стационаре применить весь комплекс мероприятий, необходимых для установления окончательного диагноза (если в амбулаторных условиях он не мог быть поставлен) и организовать соответствующее лечение. Для этого врач-психиатр должен уметь провести детальное психопатологическое исследование больного с выявлением динамики психопатологического состояния, правильно оценить особенности соматического и неврологического состояния, характер их соотношения с психопатологической симптоматикой; - обосновать тактику медикаментозной терапии с учетом индивидуальных особенностей больного и общих закономерностей течения болезни; - соотнести удельный вес биологических и психосоциальных методов терапевтического воздействия в зависимости от этапа заболевания; - обеспечить преемственность терапии больных в стационарной и диспансерной помощи; - разрабатывать индивидуальные программы реабилитации больных, проводимые на фоне комплексной медикаментозной терапии; - организовать и дифференцированно привлекать больных к различным формам лечебно-трудовой деятельности, выявить признаки временной и стойкой, частичной и полной утраты трудоспособности, определить профессиональные ограничения - провести первичную трудовую экспертизу врачебно-консультативной комиссии (ВКК) с представлением больного на ВТЭК; - предусмотреть мероприятия по предупреждению рецидивов и осложнений заболевания (преемственная связь с диспансером, рекомендации по поддерживающей терапии, трудовые и социально-гигиенические рекомендации больному и его родственникам; - провести диспансеризацию больных; - оформить всю необходимую медицинскую документацию; - провести санитарно-просветительную работу; - составить отчет о своей работе и дать анализ ее эффективности. 3. Специальные знания: Врач-психиатр должен знать профилактику, диагностику и уметь оказывать необходимую помощь при следующих заболеваниях и состояниях: - эпилептический статус; - фебрильная шизофрения; - острая лекарственная интоксикация; - осложнения нейролептической терапии; - тяжелый алкогольный делирий. 4. Перечень манипуляций: - подкожное, внутримышечное и внутривенное введение лекарственных средств; - искусственное кормление через зонд; - инсулинотерапия; - электросудорожная терапия; - люмбальная пункция; - искусственное дыхание, массаж сердца; - трахеотомия; - фиксация возбужденного больного. 5. Список обязательной литературы 1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. М., Медицина, 1981. 2. Бабаян Э.А., Гонопольский Г.X. Наркология. М., Медицина, 1987. 3. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., Медицина, 1964. 4. Жислин С.Г. Очерки клинической психиатрии. М., 1965. 5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., Медицина, 1985. 6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1985. 7. Карвассарский В.Д. Неврозы. Рук. для врачей. М., Медицина, 1980. 8. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина, 1985. 9. Пантелеева Г.П., Цуцульковская М.Я., Беляев В.С. Гебоидная шизофрения. М., Медицина, 1986. 10. Руководство по психиатрии (под ред. А. В. Снежневского). М., Медицина, 1983, т. 1-2. 11. Смулевич А.Б. Малопрогредиентная шизофрения и пограничные состояния. М., Медицина, 1987. 12. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 1 т. М., Медгиз, 1955, 2 т. М., Медгиз, 1959, 3 т. М., Медицина, 1965. 13. Справочник по психиатрии (под ред. А.В.Снежневского). М., Медицина, 1985. 14. Тиганов А.С. Фебрильная шизофрения. М., Медицина, 1982. 15. Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. (Под ред. А.В.Снежневского). М., 1973. 51. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА ПСИХИАТРА-НАРКОЛОГА В соответствии с требованиями специальности врач психиатр-нарколог должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, наркологической помощи; - общую психопатологию и методы обследования в психиатрии и наркологии; - экзогенно-органические психические расстройства и эпилепсию; - эндогенные психозы; - психозы возраста обратного развития; - пограничные психические расстройства; - умственную отсталость; - методы профилактики, лечения, реабилитации в психиатрии и наркологии; - организацию психиатрической помощи, вопросы экспертизы; - общие организационные, правовые вопросы и экспертизу в наркологии (алкогольные опьянения, наркотическое одурманивание) судебную, военную, трудовую; - внебольничную и стационарную наркологическую помощь; - общие и частные вопросы психотерапии; - общие принципы рефлексотерапии; - основы токсикологии лекарственных средств, обладающих психоактивными свойствами; - вопросы профилактики и санитарно-просветительную работу в наркологии; - алкоголизм, симптоматический алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании; - токсикомании, психозы, вызванные наркоманическими и токсикоманическими веществами; - лечение алкоголизма, наркоманий и токсикоманий; - неотложную помощь, принудительное лечение; - основы топической диагностики; клинику и лечение основных неврологических нарушений, связанных с хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. 2. Общие умения: - выявить характерные признаки имеющегося заболевания; - обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований; оценить морфологические и биохимические показатели крови, мочи, ликвора, данные рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки и черепа, электроэнцефалографии, эхографии; - определить показания и осуществить при необходимости неотложную помощь при психотических состояниях; - выявить клинические показания для срочной (плановой) госпитализации или перевода больного на лечение к другому специалисту, определить профиль стационара или специалиста с учетом характера и тяжести заболевания; - провести дифференциальную диагностику с психопатологическими состояниями и психическими заболеваниями с симптоматикой, сходной с состояниями и заболеваниями в связи с употреблением (злоупотреблением) алкоголя, наркоманических и токсикоманических веществ, поставить и обосновать окончательный диагноз; - разработать обоснованную схему этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения; - провести комплекс рационально-психотерапевтических мероприятий, семейную психотерапию, индивидуальную психотерапию; - оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению обострений заболевания; - провести мероприятия по трудоустройству больных при утрате ими профессиональных навыков, оказать социально-бытовую помощь; - оформить документы на принудительное лечение; - определить срок временной потери трудоспособности и направления на ВКК, готовить материалы по запросам компетентных органов при решении экспертных вопросов (годность к военной службе, вменяемость, ограничение дееспособности и др.), установить показания для направления на ВТЭК; - проводить санитарно-просветительную работу по предупреждению употребления и злоупотребления алкоголем, наркоманическими и токсикоманическими веществами в т. ч. табаком; - собрать и проанализировать сведения о численности, возрастном, половом, профессиональном составе населения, наркологических больных на обслуживаемом участке; - оформить медицинскую документацию, утвержденную Минздравом СССР; - определить перечень организационных, лечебных и профилактических мероприятий, подлежащих выполнению для улучшения здоровья населения и уменьшения риска наркологической заболеваемости на участке; - руководить работой фельдшера-нарколога и медицинской сестры; - проводить обучение санактива, оказывать консультативно-методическую помощь наркологическим кабинетам общесоматических поликлиник, медсанчастей, наркопунктам и наркопостам, медвытрезвителям на обслуживаемом участке; - проводить организационно-методическую разъяснительную работу с врачами других специальностей по раннему выявлению лиц, употребляющих алкоголь и находящихся на начальных стадиях бытового пьянства, а также лиц, склонных к употреблению наркотических или токсикоманических средств, проводить обучение врачей общемедицинской сети основам клиники, профилактики и принципам лечения наркологических заболеваний; - установить взаимодействие с педагогическими коллективами общеобразовательных школ, ПТУ и общественными молодежными организациями по раннему выявлению детей и подростков, употребляющих алкоголь, наркотические и токсикоманические вещества; - осуществлять взаимосвязь с другими общественными и административными органами, занимающимися профилактикой и искоренением пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании; - принимать активное участие в работе учреждений и общественных организаций, проводящих санитарно-просветительную работу и пропаганду здорового образа жизни. 3. Специальные знания, умения: Врач психиатр-нарколог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих состояниях, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, токсикоманических веществ, и заболеваниях этой этиологии: - простое алкогольное опьянение и его степени; - измененные (атипичные, осложненные) формы простого алкогольного опьянения; - бытовое пьянство и предвестники алкоголизма; - первая (начальная), вторая (хроническая) стадии алкоголизма; - третья (поздняя) стадия алкоголизма; - острые и подострые алкогольные психозы (делирий, галлюциноз, параноид, энцефалопатия Гайе-Вернике); - патологическое алкогольное опьянение; - хронические и протрагированные алкогольные психозы (галлюциноз, алкогольный бред ревности, Корсаковский психоз, алкогольный псевдопаралич); - наркотическое опьянение; - наркомания, полинаркомания и осложненная наркомания; - токсикомания вследствие злоупотребления лекарственными препаратами (гипнотического, седативного действия, транквилизаторов, нейролептиков, психостимуляторов, антидепрессантов, атропинопободного действия), другими веществами (средства бытовой химии), табакокурение, политоксикомания и осложненная токсикомания; - психозы при наркоманиях и токсикоманиях; - сочетанные формы алкоголизма с различными психическими (МДП, шизофренией и др.), соматическими и неврологическими заболеваниями; - формы наркоманий в сочетании с различными заболеваниями (психическими, соматическими и неврологическими); - особенности течения алкоголизма в зависимости от пола, возраста; - ремиссии и рецидивы при алкоголизме, наркоманиях, токсикоманиях, в том числе табакокурении; - соматические последствия алкоголизма, наркоманий и токсикоманий; Неотложная помощь в наркологии: - тяжелые степени алкогольного опьянения и алкогольной комы; - осложнения активной противоалкогольной терапии; - психомоторное возбуждение; - острые отравления наркотическими или токсикоманическими средствами; - профилактика социально-опасных действий. Врач психиатр-нарколог должен уметь оценить: - данные токсикологической, ферментативной и других видов наркологических экспертиз. 4. Манипуляции: - реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца); - спинномозговая пункция; - желудочное зондирование и промывание желудка; - катетеризация мочевого пузыря; - определение групповой и видовой принадлежности крови; - трахеотомия. 5. Список обязательной литературы: 1. Постановление ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" в Кн.: Трезвость - закон нашей жизни. М, 1985. 2. Постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1985 г. "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения. Там же. 3. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством" от 16 мая 1985 г. Там же. 4. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. М., 1981. 5. Алкоголизм. Руководство для врачей. Под ред. Г.В.Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна, М., 1983. 6. Алкоголизм. Под ред. П.П.Волкова. Минск, 1983. 7. Бабаян Э.А., Гонопольский М.X. Наркология. Уч. пособие для студентов мед. институтов. М., 1987. 8. Гонопольский М.X. Организация медицинской помощи при алкоголизме. Алма-Ата, 1982. 9. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм: социально-гигиенические аспекты. 2-е изд. М., Медицина, 1983. 10. Пятницкая И.Н. Клиническая наркомания. Л.: Медицина, 1975. 11. Руководство по психиатрии. Под ред. А.А.Снежневского. М., 1983, т. 2. 12. Сосин И.К. и др. Немедикаментозные методы в комплексном лечении алкоголизма. Киев, Здоров'я, 1985. 13. Справочник по психиатрии. Под ред. А.В.Снежневского. М., 1985. 14. Стрельчук Н.В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем. 2-е изд. М., Медицина, 1973. 15. Законодательство по борьбе с пьянством и алкоголизмом. М., Юрид. литература, 1985. 16. Руководство по судебной психиатрии. Под ред. Г.В.Морозова, М., 1974. 57. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА ДЕТСКОГО В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр детский должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; психиатрической службы, правовые вопросы; - общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным детям; - закономерности нормального психофизического развития детей, формирование их личности; - основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики ребенка; - причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний); - основы биологии психозов, нарушений обмена при них; - патофизиологию основных нервно-психических расстройств; - патогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушение поведения и личности); - общие и функциональные методы обследования психически больного; - возможности инструментальных и специальных методов диагностики; - вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования; - принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в детском возрасте; - основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях, при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах; - основы рентгенологии, краниографии, томографии; - основы медико-генетического консультирования; - клиническую симптоматику основных психических заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение; - клиническую симптоматику пограничных состояний детской психиатрии (неврозы, патология личности); - принципы подготовки больных детей к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптаций; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных детей; - применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях (санатории для нервных детей, спец. детских садах и др.); - основы рационального питания больного с психическими нарушениями, вследствие расстройств обмена, при фенилкетонурии; - оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарий, применяемый при интенсивной терапии; - вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях. 2. Общие умения: - получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение); - оценить тяжесть состояния больного, его причину и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет); - оказать необходимую срочную первую помощь, при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения); - определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, потапсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты; - провести дифференциальную диагностику основных нервно-психических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз; - обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к применению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики; - разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, уровень содержания лития в сыворотке крови: - обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями; - определить показания к переводу из отделений для больных с острыми психозами в отделение для спокойных больных; - разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара; обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения; - определить показания и противопоказания к отбору и пребыванию больных детей в специализированных учреждениях; - решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения; - провести диспансеризацию и оценить ее эффективность; - оформить медицинскую документацию. 3. Специальные знания, умения: Специалист-психиатр детский должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях: - психомоторное возбуждение; - эпилептический статус; - острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах; - острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним. Неотложная психиатрия детского возраста: - отказ от еды; - депрессивное состояние с суицидальными тенденциями; - острое бредовое состояние; - психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью. Плановая психиатрия детского возраста: - экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы); - непсихотические расстройства резидуально-органического генеза; - непрерывно-текущая шизофрения; - рекуррентная шизофрения; - приступообразно-прогредиентная шизофрения; - эпилепсия и эпилептиформные синдромы; - психопатии; - патохарактерологические реакции и патологические формирования личности; - реактивные состояния; - системные неврозы; - системные психосоматические расстройства в детском возрасте; - олигофрении, в т. ч. дифференцированные формы; - задержки психического и речевого развития; - психоорганический синдром при детском церебральном параличе. Специалист - детский психиатр должен знать: - клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний; - менингиты и арахноидиты; - невриты и полиневриты; - энцефалиты; - поражения нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях; - сифилитические заболевания, СПИД; - ревматические поражения нервной системы; - демиелинизирующие заболевания; - факоматозы; - поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях; - гидроцефалия; - травматические поражения головного мозга; - опухоли мозга; - клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушения обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение); - клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры); - клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний. 4. Манипуляции: - первичное психопатологическое обследование; - экстренное введение средств, купирующих возбуждение; - определение группы крови, пробы на совместимость; - спинномозговая пункция; - внутривенное вливание, переливание крови; - уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел; - уметь удерживать беспокойного больного; - уметь удерживать больного при искусственном кормлении; - уметь вывести больного из гипогликемического состояния и шока, имеющих сходные клинико-морфологические проявления. 5. Список обязательной литературы 1. Антонов И.П., Шанько Г.Г. Гиперкинезы у детей. Минск, 1975. 2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего возраста, 1980. 3. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1976. 4. Власова Н.А., Беккер К.П. (под ред.) Заикание. М., Медицина, 1983. 5. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии. т. 1, М., Медицина, 1983, с. 355-372. 6. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973. 7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., Медицина, 1982. 8. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., Медицина, 1982. 9. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987. 10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 11. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970. 12. Пантюхина Г.В., Печора К.М., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. ЦОЛИУВ, М., 1979. 13. Психиатрическая помощь БМЭ, т. 21, с. 300, М., 1983. 14. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психиатрии. М., Медицина, 1985. 15. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии, т. 1, 2. М., 1983. 16. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии (ред. 2). М., 1985. 17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 1974. 18. Справочник детского психиатра и невропатолога. изд. "Здоровье", Киев, 1975. 58. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА-ПСИХИАТРА ПОДРОСТКОВОГО В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр подростковый должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным, принципы организации диспансерного учета; - закономерности нормального психофизического развития детей и подростков, формирование их личности; - основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики; - причины возникновения патологических процессов в организме, механизм их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний); - основы биологии психозов, нарушений обмена при них; - патофизиологию основных нервно-психических расстройств (расстройства восприятия, бреда, навязчивых явлений и др.); - психогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушения поведения и личности); - общие и функциональные методы обследования психически больного; - возможности инструментальных и специальных методов диагностики; - вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования; - принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в подростковом возрасте; - основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах; - основы рентгенологии, краниографии, томографии; - основы медико-генетического консультирования; - клиническую симптоматику основных психических заболеваний у подростков, их профилактику, диагностику и лечение; - клиническую симптоматику пограничных состояний подросткового возраста (неврозы, патология личности); - принципы подготовки больных подростков к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптации; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных подростков; принципы военной и судебно-психиатрической экспертизы подростков; - применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях; - основы рационального питания больного с психическими нарушениями; - оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарием, применяемыми при интенсивной терапии; - вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях; - основы военно-психиатрической экспертизы. 2. Общие умения: - получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение); - оценить тяжесть состояния больного, причину его состояния и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; - определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет); - оказать необходимую срочную первую помощь при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения); - определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, патопсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты; - определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного; - провести дифференциальную диагностику основных нервнопсихических заболеваний у подростков, обосновать клинический диагноз; - обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к назначению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики; - разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, оценить уровень содержания лития в сыворотке крови; - обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями; - разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара; - обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения; - решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения; - проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность; - оформить медицинскую документацию. 3. Специальные знания и умения: Специалист - подростковый психиатр должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях; - психомоторное возбуждение; - эпилептический статус; - острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах; - острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним. Неотложная психиатрия подросткового возраста: - отказ от еды; - депрессивное состояние с суицидальными тенденциями; - острое бредовое состояние; - психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью; Плановая психиатрия подросткового возраста: - экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы); - непсихотические расстройства резидуально-органического генеза; - непрерывно-текущая шизофрения; - рекуррентная шизофрения; - приступообразно-прогредиентная шизофрения; - эпилепсия и эпилептиформные синдромы; - психопатии; - патохарактериологические реакции и патологическое формирование личности; - реактивные состояния; - системные неврозы; - системные психосоматические расстройства в подростковом возрасте; - олигофрении, другие формы интеллектуальной недостаточности; - психоорганический синдром посттравматической и другой этиологии. Врач - подростковый психиатр должен знать клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний: - менингиты и арахноидиты; - невриты и полиневриты; - энцефалиты; - поражение нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях; - сифилитические заболевания, СПИД; - ревматические поражения нервной системы; - демиелизирующие заболевания; - факоматозы; - поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях; - гидроцефалия; - травматические поражения головного мозга; - опухоли мозга; - клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушение обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение); - клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В-12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры); - клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний. 4. Манипуляции: - первичное психопатологическое обследование; - экстренное введение средств, купирующих возбуждение; - внутривенные вливания, переливания крови; - определение групп крови, пробы на совместимость; - спинномозговая пункция; - уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел; - уметь удерживать беспокойного больного; - уметь удерживать больного при искусственном кормлении; - определить стадии гипогликемии при инсулинотерапии и вывести больного из гипогликемического состояния и шока. 5. Список обязательной литературы 1. Благосклонова Н.К. Использование электроэнцефалографий в диагностике психических заболеваний детского возраста. Методические рекомендации МЗ СССР, 1982. 2. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1983. 3. Власова Н.А., Бекке К.П. (под ред.). Заикание. М., Медицина, 1983. 4. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии, т. 1, М., Медицина, 1983, с. 366-372. 5. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973. 6. Гурьева В. А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина, 1980. 7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982. 8. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987. 9. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте (Методические рекомендации МЗ СССР). М., 1977. 10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. 12. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970. 13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., Медицина, 1985. 14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Л., Медицина, 1983. 15. Психиатрическая помощь. БМЭ. т. 21, с. 300, М., 1983. 16. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психотерапии. М., Медицина. 1985. 17. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии. т. 1, 2, М., 1983. 18. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии. ред. 2, 1985. 58.1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛИСТА ВРАЧА - СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ЭКСПЕРТА В соответствии с требованиями специальности врач - судебно-психиатрический эксперт должен знать и уметь: 1. Общие знания: - основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; - общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, работу психоневрологических диспансеров, психиатрических стационаров, скорой психиатрической помощи; - программу "Здоровье" и ее роль в выявлении, лечении больных с психическими отклонениями и в профилактике нервно-психических расстройств; - правовое положение о психических больных и их госпитализации; - социальную психиатрию и ее задачи, реабилитацию и ее принципы; - психиатрическую эпидемиологию; - терапию психически больных и ургентную психиатрическую помощь; - применение ЭВМ в медицине и здравоохранении; - уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения; - вопросы организации судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения; - основные принципы исследования центральной нервной деятельности в судебно-психиатрической клинике; - инструментальные методы исследования функционального состояния мозга; - лабораторные исследования биологического материала; - принципы организации медицинской службы гражданской обороны. 2. Общие умения: - получить информацию о субъективном и объективном анамнезе; - применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания; - определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные), необходимые для уточнения диагноза, правильно определить полученные данные; - провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз; - организовать при необходимости лечебные мероприятия; - оформить историю болезни и всю необходимую документацию, предусмотренную судебно-психиатрической экспертизой. 3. Специальные знания и умения: Судебно-психиатрический эксперт должен обладать следующими знаниями: В области общей психиатрии: - предмет и задачи психиатрии; - материалистическое понимание сущности психических расстройств; - нозологические и симптоматические концепции; - методологические вопросы психиатрии; - соотношение социального и биологического в происхождении психозов; - критика фрейдизма, психодинамики, ортодоксальной психодинамики, неоломброзианства, антипсихиатрии; - понятие симптома и синдрома в психиатрии. Структура синдрома. Классификация синдромов. Патогенез; - психозы, критерии выделения; - пограничные психические расстройства психогенного и соматического характера; - течение психических заболеваний. Острые и хронические; обратимые и необратимые психические расстройства. Выздоровление, ремиссии. Дефект. В области общей психопатологии: - основные синдромы расстройства восприятия; - расстройства эмоциональной сферы; - расстройства мышления; - учение о бреде. Критерии определения бреда. Различные виды бредовых синдромов; - расстройства сознания; - волевые расстройства; - синдромы психических болезней; - патоморфоз психических заболеваний. В области обследования психики больных - клиническое обследование больных; - особенности оформления и/б, сбора субъективного и объективного анамнеза, описание психического состояния, анализ результатов обследования; - экспериментально-психологические методы в распознавании и диагностике психических заболеваний; - инструментальные методы исследования функционального состояния мозга (электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, краниография, пневмоэнцефалография, ангиография, компьютерная томография); - лабораторные исследования биологического материала. В области терапии психических болезней: - организация лечебного процесса; - современная психофармакология; - электросудорожная терапия; - психотерапия; - трудовая терапия; - ургентная психиатрическая помощь; - борьба с возбуждением; - организация интенсивной терапии; В частной психиатрии: - шизофрения; - МДП; - функциональные психозы позднего возраста; - психические расстройства при атрофических и дегенеративно-метаболических заболеваниях головного мозга; - сосудистые заболевания головного мозга; - затяжные и эндоформные сосудистые психозы; - психические расстройства в связи с черепно-мозговой травмой; - эпилепсия; - симптоматические психозы; - психические расстройства при сифилисе нервной системы; - неврозы; - алкоголизм, наркомания и токсикомания; - острые психические расстройства, исключительные состояния; - психопатии; - основы детской и подростковой психиатрии. В области экспертизы психически больных: Трудовая экспертиза - организация работы ВКК и специализированной ВТЭК; - принципы классификации инвалидности; - организация трудовой реабилитации больных; Судебно-психиатрическая экспертиза: - правовые вопросы судебной психиатрии; - понятие о вменяемости-невменяемости, ч. II, ст. 11 УК РСФСР; - экспертиза в гражданском процессе: дееспособность, недееспособность, опека; - освидетельствование осужденных; - освидетельствование свидетелей, потерпевших; - понятие о статье 362 УПК РСФСР; - организация принудительного лечения; - диспансерное наблюдение за социально опасными больными; - частные вопросы судебно-психиатрической оценки отдельных психических заболеваний; - военно-врачебная экспертиза. Принципы. Организация; - комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. Должен уметь: - дать заключение на подозреваемого, подсудимого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости; - дать заключение о необходимости применения предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера; - определить и дать заключение о психическом состоянии свидетеля или потерпевшего; - определить и дать заключение о психическом состоянии истцов, ответчиков; - проводить заочные и посмертные экспертизы; - проводить СПЭ в медицинских учреждениях, следственных изоляторах, в суде, в кабинете следователя; - консультировать работников судебных и следственных органов по вопросам судебной психиатрии; - уметь составлять отчеты по судебной психиатрии. 4. Список обязательной литературы 1. Александровский Ю.А. Клиническая фармакология транквилизаторов. М., Медицина, 1973. 2. Алкоголизм (руководство для врачей) под ред. Г.В.Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна. М., Медицина, 1983. 3. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина, 1985. 4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., Медгиз, 1977. 5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Изд. 2-е доп. перераб., Л., Медицина, 1985. 6. Руководство по психотерапии под ред. В.Е.Рожнова, 3-е изд. доп. Ташкент, Медицина, 1985. 7. Руководство по психиатрии. Под ред. Снежневского А.В. М., Медицина, 1983. 8. Руководство по судебной психиатрии для врачей (под ред. Г.В. Морозова). М., Медицина, 1988.